Бизнес-вестник ГВИДОН

«Быть солдатом по пояс нельзя» – военный вертолетчик из Краснозерки

«Быть солдатом по пояс нельзя» – военный вертолетчик из Краснозерки

Шестнадцать лет Сергей Томкин служит в армии. Его боевая «ласточка» – ударный вертолет МИ-24П, при полном снаряжении и заправке весит 13,5 тонны. Другие параметры впечатляют не меньше: длина 7,5 м, высота 5,5 м, диаметр винтов 21,5 м. Мощь при таких размерах соответствующая – в небе машина способна летать со скоростью более 300 км/ч.

Простому штатскому и подойти к такой махине страшно, недаром ей придуманы такие грозные прозвища, как «Барабан» или «Крокодил». Но Сергей, по основной специальности борттехник, настолько привык к объему и звукам боевых вертолетов, что воспринимает их как неотъемлемую часть своей службы.

Еще мальчишкой Сергей мечтал о героическом: работе в МЧС или военной службе. Отец Владимир Михайлович служил в то время в пожарной охране, возможно, воодушевлял его пример – в юности так сложно найти объяснение мотивам. Физически юноша заранее себя готовил, понимая, что выносливость в таких профессиях является обязательным условием. А поступил в Кировское авиационное училище даже для себя неожиданно. И только через год обучения понял, что «хозяин машины» бортмеханик не в небе, а на земле нужен. Но о полетах мечтать не переставал ни на день.

«Быть солдатом по пояс нельзя» – военный вертолетчик из Краснозерки

Сергей Томкин с отцом Владимиром Михайловичем. Фото из архива Владимира Томкина

Когда попал в боевую эскадрилью, это желание только усилилось, так хотелось почувствовать романтику неба, себя проверить, хоть и понимал, что на летной работе все в разы сложнее и морально, и физически. Его услышали и пошли навстречу.

Первый контракт Сергей заключил в 2006 году, по его окончании – в 2009 – второй, третий – в 2012 году на десять лет службы.

За это время – десятки, сотни боевых вылетов: в Чечню, Сирию, служба на Афгано-Таджикской границе. Затяжные командировки. Разлука с родными, их переживания. В 2017 году дома Сергею удалось побыть в общей сложности только два с половиной месяца. За период «сирийской» командировки в зачете их экипажа 32 боевых вылета.

Интересуюсь, а каковы функции бортового техника в полете, чем он может помочь экипажу?

– Слежу за показателями аппаратуры, при необходимости выполняю функции стрелка. Экипаж – это гораздо больше, чем выполнение поставленной задачи, это тесное общение, это поддержка…

Спрашиваю (как нормальный штатский человек), бывает ли страшно в небе. Сергей не отрицает:

– Бывало. И много раз. Но быть солдатом «по пояс» – нельзя…

– Важное офицерское решение принять никогда не лишне, какое бы задание ты не выполнял.

– Кто-то привыкает. Я – не стараюсь…

– Как говорит наш командир: «Больных у нас нет: есть живые или мертвые».

– Пусть думают, выбирая службу как профессию. У нас в училище были случаи, когда человек закончил обучение и понял, что не хочет летать. А когда речь о службе по контракту, то такой выбор должен быть более чем осознанным. Я в своем не разочарован, на работу иду с радостью. И точно могу сказать, что и в этой работе много романтики.

Справка. Сергей Владимирович Томкин, капитан. Родился 31 июля 1986 года в р. п. Краснозерское. В 2004 году окончил Краснозерскую среднюю школу №1. С 2004 по 2007 годы обучался в Кировском военном авиационном училище на техническом факультете. Служба начиналась в подразделениях города Бердска, Оби. Сейчас это вертолетная эскадрилья 17 бригады армейской авиации 14 армии военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Центрального военного округа в Каменск-Уральске Свердловской области.

Обладатель боевых медалей – «Участнику боевых действий на Северном кавказе», «Участнику военной операции в Сирии», а также медалей «За отличие в военной службе» 3 степени и 2 степени и «За участие в параде на площади Ленина города Новосибирска».

Опубликовано в газете «Краснозерская новь» №8 от 20 февраля 2020 года

Источник

Читайте также
Редакция: | Карта сайта: XML | HTML