Аутизм: как обезопасить ребенка в социуме
История Льва Холодилина потрясла весь Челябинск. Парень, страдающий аутизмом, вышел из машины, когда родители отправились на рынок. Через несколько дней поисков, молодого человека нашли мертвым в реке Миасс. В обществе сразу заговорили о том, что пришло время научить детей безопасному поведению вне привычных домашних стен.
Подобное поведение формируется в естественной среде. Специалисты считают, что с ребенком необходимо отработать необходимые навыки по несколько раз, пока он не запомнит порядок действий. Научить его ждать в определенном месте, звонить родителям или нажимать тревожную кнопку на телефоне.
Основная проблема детей с диагнозом «аутизм» в том, что они недостаточно социализированы. Происходит это отчасти потому, что большинство из них вынуждены обучаться не в школе, а дома. В Челябинске в этом году запустили первый в регионе проект по инклюзивному образованию. На базе общеобразовательной школы отрыли ресурсный класс для детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Дети, которых ранее считали необучаемыми или которых направляли в коррекционную школу, пришли в обычную и слышат правильную детскую речь и получают возможность взаимодействовать с одноклассниками», — объясняет председатель общественной организации помощи детям «Открытое сердце» Елизавета Кириллова.
Мало в нашей стране и педагогов, которые занимаются формированием навыков, необходимых особенному ребенку в повседневной жизни. Педагогическим вузам советуют задуматься о подготовке специалистов по прикладному анализу поведения.
Важно развить у ребенка альтернативную коммуникацию. Если он невнятно говорит, его нужно обучить языку жестов или обзавестись альбомами «Пекс» — карточками с картинками, по которым постороннему человеку станет понятно, какая помощь необходима вашему ребенку.
Нужно проинформировать и подготовить само общество, чтобы люди не боялись детей с особенностями.
«Были случаи, когда наших детей выгоняли из магазинов», — рассказывает психолог, специалист по прикладному анализу поведения Марина Пинкус.
Часто дети теряются именно потому, что окружающая шумная и незнакомая обстановка их пугает, поскольку они редко бывают в общественных местах. Чтобы этого не происходило, город должен стать доступным для таких ребят. В развитии данного направления помогает метод социальных историй, когда в картинках составляется пошаговый алгоритм действий для человека. Подобные стенды полезно ввести в магазинах, ТРК, библиотеках, школах, спортивных секциях.
Пока наше общество не придет к новой системе, родителям остается пользоваться иными доступными способами, такими, как маркировка одежды особенного ребенка и браслет с номером телефона родителей.