Чертов камень Новосибирска: проклятие или реликвия
В 1891 году наследник престола Николай Александрович проехал от Владивостока по маршруту будущей Великой сибирской магистрали и был удручён малым количеством христианских храмов и школ на своём пути. Взойдя на престол, молодой император немедленно создал фонд имени почившего царя Александра Третьего; задачей этого фонда стало возведение православных церквей и школ в населённых пунктах вдоль Транссиба.
Пассионарные новониколаевцы воспользовались оказией. Они выступили с инициативой построить церковь во имя благоверного князя Александра Невского – духовного покровителя Александра Третьего, давшего старт сооружению железнодорожной магистрали, которая, в свою очередь, породила будущую неофициальную столицу Сибири. Ведь большую часть денег на строительство церкви можно было получить из царского фонда - даром. Император для храма выделил участок — в самом начале будущего главного проспекта нынешнего Новосибирска. Кроме того, он пожертвовал личные 5 000 рублей на строительство здания и ещё 6 500 рублей конкретно на изготовление иконостаса. Основные средства в сумме 47 000 рублей направил фонд имени Александра Третьего. Обратите внимание на лоббистские таланты наших предков! Так появился храм Александра Невского. Но при чём тут Чёртов камень?
По одной из версий, для фундамента храма некоторые каменные глыбы везли на подводах из Колывани, но не той отлично знакомой нам Колывани, что находится к северу от Новосибирска, а из Колывани Алтайского края. Там издавна существовали каменоломни, а в 1802 году в селе была основана шлифовально-гранитная фабрика, ставшая столицей камнерезного искусства всей Сибири.
Проделав серьёзный путь, алтайский обоз почти достиг цели, но метров за сто до стройки одна из подвод неудачно накренилась, и валун свергся наземь. При этом, по одним сведениям, он насмерть задавил возницу, по другим – лошадь, по третьим – обоих сразу.
Если возница попытался удержать падавший камень, подскочив сбоку, то он действительно мог оказаться под ним – навечно. Как от рокового камня могла погибнуть лошадь – загадка; тем более ещё и с возницей.
Именно в этом месте Чертов камень пролежал почти 120 лет
Попытка поднять булыжник не увенчалась успехом, и уставший обоз двинулся к собору, бросив камень на произвол судьбы. После стольких матерных слов и дикого ора было решено, что сатанинский камень не достоин поддерживать святые своды православного храма. Пусть лежит, где пал.
Другие уверяют, что алтайские каменоломни в этой истории совершенно лишние. Существует рассказ старожила наших мест, 1876 года рождения, записанный более полувека назад. Пожилой земляк изложил легенду таким образом:
«Позднее на пригорке у просеки, откуда видны почти весь посёлок, Обь и стройка моста, был заложен каменный собор. Камень для фундамента ломали на правом берегу Каменки у Чёртова городища, недалеко от Александровской (ныне Серебренниковской) улицы. И вот один большой камень везли на таратайке. Лошадь вдруг упала и сдохла. Запрягли другую; она сделала десять шагов и тоже упала замертво. Все сразу догадались: чёртов камень везли лошади! Нельзя его в основание храма класть. Так и бросили камень на том месте, где пала вторая лошадь.
Эта версия более похожа на правду, потому что жёстко связывает названия камня и городища – Чёртовы. Вот в каменоломне на берегу Каменки, возле Чёртова городища, и добыли, по всей вероятности, тот самый булыжник, что не захотел лечь в фундамент православного храма.
— Но почему тогда, камень выпал с северной стороны храма, ведь и Чертово городище, а уж тем более алтайская Колывань находятся южнее. Есть и третья версия — банальная. Наш камень, возможно, никто и никуда не возил, а история придумана, камень всегда здесь лежал. Посреди бора, — говорит сотрудник музея Новосибирска, краевед Константин Голодяев.
Получается, что Чёртов камень упал на обочину Николаевского проспекта летом или осенью 1897 года, когда укладывали фундамент собора. До 1909 года он спокойно отдыхал среди первых деревянных строений, постепенно возникавших вдоль главной улицы посёлка. Однако гибельный пожар, бушевавший четыре дня и уничтоживший более 800 домов, заставил городскую Думу всячески поощрять кирпичное строительство. Приглашённый из Томска архитектор Андрей Крячков первым делом соорудил крупный механизированный кирпичный завод. Он получил от городских властей заказ на проектирование двенадцати школ различной вместимости и городского торгового корпуса. В этом пакете значилось и здание реального училища имени Дома Романовых. Сначала его предполагалось возвести неподалёку от Ярмарочной площади (ныне площадь Ленина), там, где сейчас поликлиника №1, но потом отвели участок вблизи собора Александра Невского.
В 1912 году великолепное здание было готово. Оно стало архитектурной жемчужиной Николаевского проспекта. Им приходили любоваться жители городских окраин, приезжие купцы и крестьяне. Более всех радовались, конечно, умные сибирские мальчики, вдруг ставшие хозяевами восьми просторных классов, библиотеки, обсерватории, гимнастического зала, столовой и площадки для игр на открытом воздухе. Там, на открытом воздухе, по-прежнему лежал загадочный валун. Почему Крячков не использовал этот материал для фундамента реального училища, никто не знает. Но он его не тронул. Здание на несколько саженей отступало от красной линии проспекта и было отгорожено от тротуара красивой и скромной металлической решёткой на гранитном цоколе.
В 1938 году – новый поворот: в здание въезжает окружной военный госпиталь 333. С тех пор и до наших дней его занимают различные медицинские учреждения; сейчас – муниципальная детская клиническая больница скорой помощи №3.
— Чертов камень Новосибирска повидал рядом с собой огромный пожар, строительство реального училища им. Дома Романовых, архитектора его Андрея Крячкова, белых командиров, красных секретарей, студентов коммунистического университета им. Ф.Э. Дзержинского, раненых бойцов с Халхин-Гола, с Великой Отечественной, громадьё народа, ликующего в День Победы. Множество туристов окружало его каждый день, говорили на знакомом и незнакомых языках, цокали, трогали, пытались сдвинуть. Тщетно, — говорит новосибирский краевед Константин Голодяев.
Но несколько лет назад по приказу одного из городских чиновников рабочие с помощью трактора вытащили этот Чёртов камень.
Камень сдвинули с исторического места в 2015 году
— Якобы нажаловались на злую силу камня мамочки ребятишек, что лечатся в стоящей рядом детской больнице, да из-за этой нечистой энергии камня вылечится никак и не могут. Вот начальство и решило избавиться от нехорошего камня, который лежит в ее ограде вот же 120 лет. «Чертов камень» выкорчевали вместе с бывшим сквериком и хотели вывезти куда ему и дорога – к черту на кулички, да не смогли силу одолеть, сгребли в дальний угол ограды, где он и лежит до сих пор, порождая городу новую легенду о злых людях, — добавил Голодяев.
Так сочиняются, разбиваются и снова сочиняются исторические легенды. И благоустройство сквера перед больницей это наглядно показало. Ведь в самом деле выкорчеванный камень совсем не тянул на огромный-огромный валун, не уходил айсбергом в землю, а был просто большим. И при желании мог быть загружен обратно на телегу.
— Но да разве в этом дело? Город просто лишили его старой легенды. А может она и не нужна, даже вредна? Конечно, к этим байкам историкам надо относиться весьма осторожно. Но это вовсе не значит, что легенды нужно запретить. Мы на экскурсиях рассказываем легенды нашего города, они нравятся людям, но мы всегда подчёркиваем, что это лишь легенда, не имеющая под собой исторических доказательств, — сетует самый известный в Новосибирске краевед.
Камень оставил яркий след в истории Новосибирска
По словам Константина Голодяева, в данном случае, речь больше надо вести не о сохранении исторической правды, а о туристической привлекательности Новосибирска. В любой стране, городе вам расскажут свои легенды. И зачастую они очень похожи. На всех реках есть утёсы, откуда прыгают разбитые несчастной любовью девы, на всех морях есть скалы, в которые превратились слившиеся в последнем поцелуе возлюбленные и так далее. Эти легенды приносят городу реальный туристический доход.
Но, к сожалению, Новосибирску он не нужен – мы позволяем себе так небрежно относиться или вовсе уничтожать немногие исторические реликвии, имеющиеся у нас в городе, и составляющие те самые опорные пункты туристической индустрии.
А может быть, действительно поручить специалистам оформить камень как туристический объект, изложить на стенде его историю, а заодно и научные характеристики камня; в Академгородке достаточно геологов, способных описать этот предмет красочно и убедительно. А вдруг наш камень реально окажется редким представителем кремниевой формы жизни, эзотерическим посредником между грубым материальным миром и миром тонких духовных энергий? Ведь выдумали же в Кузбассе для привлечения туристов своего снежного человека – не поленились, а недавно откопали в каком-то руднике древние летающие тарелки. Самые настоящие и будто бы им миллионы лет! А мы чем хуже?
Самые интересные материалы сайта за все годы объединены в рубрике «Лучшие материалы VN.RU».