Главное, чтобы учился: педагоги рассказывают про красные и зеленые волосы школьников
Дети с необычными прическами встречаются во многих школах Новосибирска. Педагоги относятся к этому с пониманием: главное, чтобы ребенок учился.
«Необычная прическа или цвет волос – это момент самовыражения ребенка. Мы относимся к этому спокойно, главное, чтобы голова была чистая, мысли смелые и мудрые, и чтобы это не мешало учебе, – рассказала VN.ru директор Инженерного лицея НГТУ Маргарита Безлепкина. – У нас есть дети и с зелеными волосами, и с трехцветными, и дреды у ребят бывают, особенно после лета. Замечаний мы не делаем, инструктажей никаких не проводим».
Чаще за оригинальность и эпатаж на голове выступают дети подросткового возраста – девочки 6-9 классов, продолжает директор. Выбор необычной прически никак не говорит об их интеллектуальных способностях. Другими словами, нельзя сказать: если ты необычная, значит, точно провалишь экзамены. Часто бывает наоборот.
«Несколько лет назад у нас была девочка в 10-11 классе, которая постоянно меняла цвет волос. У нее были и зеленые, и красные волосы, но она сдала два ЕГЭ на 100 баллов и доказала всем, что может самовыражаться и в этом тоже», – говорит Маргарита Безлепкина.
Она советует своим коллегам быть терпимее к причудам детей и не удивляться нестандартному выбору стрижек и цвету волос. Саму ее удивить в этом плане мог бы разве что ... «дом из волос» на голове.
«Как руководителя и как мать, меня бы взволновало, если бы у ученика была очень высокая прическа, которая мешает ему надеть головной убор в холодное время года. Все остальное на тему волос – нет, не удивит», – говорит Маргарита Безлепкина.
В лицее информационных технологий Новосибирска дети с разноцветными волосами тоже иногда встречаются. Девочки экспериментируют с красками, мальчики порой обесцвечивают свою шевелюру.
«Один-два человека иногда ходят на уроки (с цветными волосами – прим. ред.), – прокомментировала VN.ru директор лицея Татьяна Ивченко. – В уставе школы прописано, что волосы ученика должны быть убраны, чтобы не мешали работе с документами и школьными принадлежностями, но цветовая гамма волос не определена. Мы, конечно, проводим беседы, разговариваем с родителями, с детьми, но чаще увлечение цветами у них проходит само».
О том, что эксперименты с цветом волос у школьников начинаются и заканчиваются сами собой, говорит и директор образовательного центра «Горностай» Ирина Путинцева. Она призывает не ругать детей за такие шалости.
«Необычные прически наших детей – это их желание привлечь наше внимание к их жизни, успехам и проблемам, – прокомментировала VN.ru Ирина Путинцева. – Как бы мы ни относились к странным и необычным прическам детей, мы можем помочь им только любовью, пониманием и принятием их жизненной позиции. По моему опыту – такие вызовы проходят, и ребята возвращаются к стильному или не очень стильному, но своему образу».
Подчеркнуть свою уникальность можно не только посредством прически, есть множество других путей самовыражения, считает представитель Совета отцов Новосибирской области Эдуард Куразян.
«Прически у детей и подростков должны соответствовать месту, условиям и времени, – говорит Эдуард. – Кроме того, нужно помнить о том, что каждый человек уникален вне зависимости от того, как он выглядит, поэтому не стоит менять себя до неузнаваемости и стремиться к излишней экстравагантности, нужно оставаться собой.
Если развивать в детях их таланты, они не будут сходить с ума. Хочется, чтобы каждый ребенок знал, как себя проявить, принести пользу и себе, и обществу.
А если он не знает, вот он и красится то в розовый, то в белый».
Учителя, которые работали в школах в 90-е годы, тему странных причесок воспринимают максимально спокойно. Дети не ходят в школу с ирокезами на голове – и на том спасибо.
«Я работал в 90-х годах в одной из школ Железнодорожного района. Школа переживала стадию перехода от обычной школы к элитной гимназии и быстро стала «модной» среди тогдашних «бизнес-элит», – рассказал VN.ru учитель истории Евгений Колесов. – Поэтому руководству гимназии и учителям приходилось считаться с внешним видом учеников – а вдруг они дети крупных спонсоров учебного заведения. Единственное, чего удалось добиться, – чтобы мальчики не ходили в школу в спортивных костюмах».
В остальном была абсолютная свобода, продолжает педагог.
«Зачастую на уроке можно было наблюдать картину: на одном ряду сидели гопники и их подруги, на среднем ряду – аккуратные дети из тогда еще недобитых семей местной интеллигенции, и на третьем ряду – нефоры всех направлений. И все прекрасно уживались. На качество учебного процесса это никак не влияло.
На мой взгляд, школьная форма или дресс-код, особенно в старших классах, – вещь явно надуманная.
У грамотного педагога, который привил ученикам интерес к предмету, хорошо учиться будут дети любого внешнего вида», – говорит Евгений.
Отметим, что история с мальчиком с длинной челкой, которого попросили изменить свой внешний вид, чтобы посещать спортивную секцию, завершилась примирением сторон.
Фото предоставлено Марией Орловой
«Я сама извинилась перед директором школы за излишний шум. Тренер имеет право требовать то, что считает нужным, а ребенок имеет право ходить к тому тренеру, который будет нравиться, – рассказала VN.ru жительница Новосибирска Мария Орлова. – СМИ украли мой пост, перевернули и сделали инфоповод, которого не было. Мне за них стыдно. Мой ребенок – отличный пацан, ну хочется ему такую челку, пусть. Когда еще, если не сейчас, в одиннадцать лет, такую носить. Во многих школах и правда критикуют за внешний вид, но у нас нет таких проблем. У моего мальчика нормальное воспитание и хорошая самооценка, уже сегодня он пошел на районные соревнования по мини-футболу от школы».
По словам Марии, в школе она сама экспериментировала с прическами – стриглась и голову красила в разные цвета. Но «поведение, умение общаться и дружить ценились у нас всегда больше, чем внешность».