Карта кораблей, затонувших на Оби: координаты и истории
Более 150-ти барж, катеров, теплоходов и пароходов мертвым грузом лежат на дне и по берегам на огромном участке Обской акватории от Алтая до Салехарда. Затраты на подъем судна гораздо выше, чем прибыль от сдачи ржавого металлолома. «Утопленников» по закону поднимают только в том случае, если они создают опасность для судоходства либо для экологии. Если судно мешает рыболовству, его тоже необходимо убрать, а счет выставить владельцу. Чаще всего, найти владельца брошенного теплохода или баржи невозможно.
Острова и берега Обского моря усеяны обломками некогда мощных машин, рассекающих воды Оби. Автоперевозки стали проще и доступнее речных транспортных путей, корабли стали не нужны. В 1980-е годы по Оби перевозили до 35 миллионов тонн грузов. В конце 2000-х грузооборот в Обском бассейне составлял около 10 миллионов тонн.
Фото Алексея Танюшина.
Погребенных под толщей воды судов немало даже в черте Новосибирска. Настоящий музей нерабочей техники, некогда трудившейся во благо СССР, на лодочной базе в Затоне в районе Лесоперевалки. В 90-х годах содержать суда стало накладно, владельцы попросту бросили убыточные корабли. Искореженные ржавчиной и временем, они – пристанище для таких же ненужных и одиноких.
Их облюбовали бомжи и прочие маргинальные личности. Местные в шутку называют «посейдонами».
При строительстве Бугринского моста в 2012 году пришлось выудить из воды затопленный 40 лет назад пароход «Кишинев». Это обошлось более чем в 3,5 млн рублей. «Отбить» удалось 100 тысяч рублей, сдав на металлолом некоторые его части.
Нигде в истории судоходства на Оби корабль с именем «Кишинев» не фигурировал. Упоминание судна обнаружили лишь в диспетчерском справочнике 1973 года. Выяснилось, что судно принадлежало Новосибирскому оловянному комбинату, вероятно, тогда оно и было переименовано. В 50-е годы стратегическое предприятие находилось под контролем Геологического управления МВД СССР. Возможно, этим и объясняется тот факт, что данные о корабле были засекречены.
Страшный пожар на пароходе «Коллективист» произошел 25 сентября 1945 года чуть выше поселка Чингиз. Пароход доставлял из Новосибирска в Камень-на-Оби демобилизованных фронтовиков. Говорят, судно сгорело за 15 минут.
«Трагедия произошла чуть ниже Малетино, близ Алеуса. Пароход загорелся на рассвете, уткнулся в остров. Многие тогда погибли. Особенно фронтовики, которые не смогли выбраться через узкий проход из трюма на палубу. Погибших хоронили в селе Антоново», - пишут речники на специализированном форуме.
По одной из версий, пожар начался с буфета, где фронтовики отмечали Победу. Сколько людей погибло тогда в пожаре, сколько утонуло, не сумев доплыть до берега — неизвестно.
«Общались с местным жителем, он утверждает, что 100 человек, подобранных местными жителями, похоронены в братской могиле на краю села. И примерно 200 человек похоронены на острове, у которого сгорел пароход. Сейчас эта могила под водой», - делятся форумчане.
Любопытные кораблекрушения на Оби происходили в районе села Колпашево Томской области – то конь там утонет, то портвейн. Вот что вспоминают речники: «Осенью 1961 года пассажирский пароход «Пожарский» не уступил дорогу проходящему мимо буксировщику. Всем пассажирам удалось спастись. По рассказам очевидцев, утонул только конь - орловский рысак, попал в водоворот, затянуло. Сразу же начались работы по подъемке, но надвигающийся ледостав не дал такой возможности. В последний раз пароход напомнил о себе в 1980 году, когда один «веселый» капитан, по вине собственной беспечности, наехал на то, что осталось от «Пожарского» 200 тонной баржой, груженной вином.
Баржа тут же затонула, а 4000 ящиков с «Агдамом» сползли в реку.
Счастливых обладателей халявы было предостаточно, ловили плывущие ящики и ныряли за теми, что утонули».
Шесть обских колесных грузопассажирских пароходов под названием «Проект-737» были построены на венгерском заводе Obuda Hajogvar в 1958 году: «Барнаул», «Бийск», «Новосибирск», «Томск», «Владивосток», «Омск», рассекали воды Оби вплоть до перестройки, после чего сгинули, как и сама держава СССР.
Речники пытаются восстановить судьбу и хронологию гибели каждого. «Бийск» стоял в Колпашево как гостинца, в начале 90-х был уведен вниз по Оби вместе с баржами. «Томск» загнул вал в районе Парабели. В середине нулевых его разрезали на металл в районе села Моряковка. «Владивосток» утонул из-за халатности, не были задраены иллюминаторы, после чего был разрезан в аванпорту Академгородка, пишут на форуме речников 11-летней давности.
«Новосибирск» постигла та же печальная участь – он встретил свою кончину неподалеку от села Быстровка Искитимского района. «Пароход был списан и по разнарядке отдан крупнейшему тогда оборонному предприятию ПО «Сибсельмаш», - вспоминает пользователь Евгений777. - Полностью укомплектованный пароход (кстати, серии «суперлюкс») с деревянным штурвалом, прожекторами, переговорными трубками, машинным телеграфом и рындой втащили в специально углубленное устье маленькой речушки (вроде как танками, но эта информация недостоверна) и оставили на вечной стоянке. Уже здесь были сняты колеса и демонтирована паровая машина. На месте машинного отделения разместили кинозал на 50 мест. На пароходе функционировали каюты, ресторан, бар, бильярдная.
В смутную эпоху перемен (в период с 1990 по 1995 годы) завод не смог содержать базу и урезал финансирование. Пароход был заброшен. Впоследствии не раз подвергался разграблениям. Довершением всего стали два пожара, почти подряд случившиеся на судне. Финита... Мы видим жалкие останки того, что еще полвека назад гордо именовалось «Новосибирск» и ходило по матушке Оби от Бийска до Салехарда».
Точные координаты более чем 150-ти барж, катеров, тепло- и пароходов, что мертвым грузом лежат на дне и по берегам на огромном участке Обской акватории от Алтая до Салехарда, указаны на сайте администрации Обского бассейна внутренних водных путей. Причем в разделе «Безхоз» - как список затонувшего имущества.
Самые интересные материалы сайта за все годы объединены в рубрике «Лучшие материалы VN.RU».