Музей паровозов в Новосибирске: от рекордсмена до «членовоза»
Первые экспонаты музея встречают посетителей еще перед входом. Справа – макет паровозика Черепановых, первого отечественного паровоза 1834 года. Кстати, вопреки распространенному мифу, самоучки-механики Ефим и Мирон Черепановы были отцом и сыном, а не братьями.
Слева – немецкий узкоколейный танк-паровоз «Борзиг» начала 20 века. Биография у него весьма непростая. Этот игрушечный на вид, но довольно мощный локомотив работал на лесозаготовках под Новокузнецком вплоть до середины 1950-х годов, после чего его попросту забросили. Паровоз увяз в болоте и так и остался бы в глубокой тайге навсегда, но в начале нового тысячелетия в Новосибирске решили создать музей железнодорожной техники. Не зная точного места, железнодорожники прочесали лес, нашли эту уникальную для России машину, вытянули трактором, для чего специально прорубили просеку длиной 18 км (!), отреставрировали и установили на Сеятеле.
Еще один уникальный экспонат – тепловоз ТЭП80. 5 октября 1993 года на этом отечественном локомотиве был поставлен мировой рекорд скорости для тепловозов – 271 км/ч. Рекорд не побит до сих пор. Выпущены всего две такие экспериментальные машины, и одна из них находится у нас, на Сеятеле.
Вагон с решетками на окнах использовался для перевозки спецконтингента – заключенных и осужденных. Один вагон вмещал в себя 75 зэков плюс 10 человек персонала.
В вагон-тюрьму разрешается зайти, закрыться в камере-купе и почувствовать себя настоящим заключенным…
Но это вовсе не знаменитый «столыпинский» вагон. (Данный вагон изначально сконструирован для перевозки спецконтингента. А «столыпинский вагон» - вагон-теплушка, с 1910 года массово применялся для перевозки крестьян из центральных губерний России в Сибирь и на Дальний Восток, где им выделялась земля в пользование. В советские времена «столыпинские» вагоны переделывали под перевозку заключенных, и прозвище вагона приобрело мрачный оттенок - прим. ред.).
Отдельная фишка выставочного центра – сектор автомобильной техники самых разных эпох и направлений: от военной «Катюши» и до представительской «Чайки». Этот «музей в музее» – Мекка для любителей классики автопрома. Тут можно проследить всю эволюцию «Москвичей» и «Запорожцев», оценить необычный колесный трактор 1930-х годов, а еще советские грузовики, автобусы, гусеничную спецтехнику для геологов, переделанную из танков. А еще - ту самую «Чайку», которую в народе прозвали «членовозом» за то, что на ней ездили лишь члены ЦК Коммунистической партии.
Сейчас считаются достижением отечественные скоростные поезда «Сапсаны». Но скоростные поезда ЭР200, способные развивать скорость до 200 км/ч, выпускались в СССР в 1970-е годы. Один из таких электропоездов, произведенный уже в начале 1990-х, не так давно пополнил коллекцию выставочного центра на станции Сеятель. К сожалению, ЭР200 так и не получил широкого распространения по СССР и в России, а в 2009 году был окончательно вытеснен всё тем же «Сапсаном».
Кроме того, в ролике на канале Top NSK можно увидеть паровоз с барельефом Сталин, санитарный вагон, в котором во время войны проводились операции, и роскошный императорский вагон.