Несуществующая картина Репина «Приплыли» опередила «Мону Лизу» в запросах Яндекс
Запрос о несуществующем произведении искусства занял четвертую строчку в рейтинге Яндекса со словом «картина», опередив большинство шедевров живописи и уступая «Крику» Эдварда Мунка и «Богатырям» Виктора Васнецова. С большим отрывом в этом хит-параде наиболее запрашиваемых картин лидирует «Происхождение мира» Гюстава Кубре.
Рейтинг основан на популярных запросах со словом «картина», заданных российскими пользователями поиска Яндекса с 12.05.2018 по 12.05.2019
В десятку вошли так же «Грачи прилетели», «Бурлаки на Волге», «Боярыня Морозова», «Опять двойка», «Девочка с персиками» и «Мона Лиза». Именно этими полотнами интернет-пользователи интересовались чаще всего.
Самом по себе выражение стало популярной в народе идиомой. Так говорят о неожиданной развязке или безвыходной ситуации. Есть даже развернутые вариации, например «Картина Репина «приплыли»: три дня гребли, а лодку отвязать забыли»».
По запросу «картина Репина «Приплыли»» поисковик выдает изображение, к которому Илья Репин не имеет ровным счетом никакого отношения. На картине персонажи замерли почти в анекдотической ситуации: то ли ошибкой, то ли течением
челн с тремя монахами прибило к берегу, где как раз плещутся обнаженные купальщицы. И те, и другие изумлены и смущены.
Этой ситуации фраза «картина Репина «приплыли»» подходит идеально. С тем уточнением, что картина эта - не Репина. И называется иначе.
Остроумное полотно «Монахи. Попали не туда» принадлежит кисти воронежского иконописца Льва Соловьева. Она написана в 1870 году и, пожалуй, это самое известное произведение художника-самоучки. По одной из версий, на одной из сборных выставок, еще в тридцатых годах прошлого столетия, «Монахи» по роковой случайности оказались рядом с полотнами Репина. Невнимательные посетители приписали авторство Илье Ефимовичу. А название «приплыли» возникло как-то само по себе. Так и закрепилось.
У Репина есть несколько картин, сюжеты которых так или иначе связаны с приплытием.
На одной из них персонаж старинной сказки Садко оказывается в подводном царстве, на другой тянут тяжелое судно бурлаки, наконец, покачиваются у берега челны на полотне «Волжский пейзаж с лодками». Но ни одна из этих работ не называется «приплыли».
В общем-то, и без слова «приплыли» выражение «ну просто картина Репина» стало идиоматическим. Чаще всего так говорят о наглядности ситуации, которая разрешилась не лучшим образом: «дескать, мы так и думали».
Живописец Илья Ефимович Репин (1844 - 1930) заслужил такую народную славу, благодаря узнаваемой сюжетности своих картин. Например, «Крестный ход в Курской Губернии» он писал с натуры: лица и жесты на полотне даже тот, кто не смыслит в живописи, может разглядывать долго, как фильм. А «Запорожцев», дружно сочиняющих письмо турецкому султану, Репин списал со своих знакомых земляков, уроженцев Харьковской губернии.
Секрет еще и в том, что у Репина действительно много картин - мастер мог начать следующее полотно, не закончив предыдущее. Писал качественно, при этом быстро и так много, что вскоре переработал правую руку и мог действовать только левой.
Портреты, которые делал Илья Репин, окутаны мистикой.
Многие увидели закономерность в том, что те, кто позировал художнику, вскоре умирали.
Так было с ученым Николаем Пироговым, композитором Модестом Мусоргским и политиком Петром Столыпиным. Последнего убили в тот же год, когда бы закончен его портрет, двое других на момент написания картин уже были смертельно больны. Одни считают это совпадением, другие - закономерностью.
Несколько лет назад интернет захлестнула мода на коллажи на основе великих произведений живописи. Так уж вышло, что в большинстве случаев делали их как раз из картин Репина.
Одна из самых известных картинок - «Бурлаков не ждали», собранная из двух известных полотен. В оригинале персонажи картины «Не ждали» вдруг видят возвратившегося из ссылки революционера-народовольца. В новом прочтении их изумляют ввалившиеся в комнату бурлаки, с совсем другого холста.
Широкую известность обрел целый цикл коллажей под названием «Иван Грозный убивает все».
Там жертвами царя Ивана четвертого становились и «девочка с персиками», и «русская Венера», и «красный конь» и даже «черный квадрат» Малевича.
К слову, картины «Иван Грозный убивает своего сына» тоже не существует. Это полотно называется «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
Самые интересные материалы сайта за все годы объединены в рубрике «Лучшие материалы VN.RU».
Базовое фото. Автор: Илья Ефимович Репин - The Yorck Project (2002) 10.000 Meisterwerke der Malerei (DVD-ROM), distributed by DIRECTMEDIA Publishing GmbH. ISBN: 3936122202., Общественное достояние