Новосибирских создателей роботов в Китае считают крутыми
— Олеся, ваши ученики получили золотые медали в категории WRO Regular Junior. Что нужно было сделать, чтобы добиться таких наград?
— Россию на соревнованиях представляли восемь школьников в составе трех команд — из Татарстана, Новосибирска и Новороссийска — в категориях WRO Junior и VEX. В команде, как правило, два человека и тренер. В этот раз это были Данил Алешков и Дарья Белокозова, ученики инженерных классов нашей школы № 112. Данил уже завоевывал золотую медаль на международных соревнованиях — в прошлом году, для Даши это было впервые.
Соревнования проходят примерно по одному образцу. Есть площадка, на которую не допускаются тренеры, дети там работают самостоятельно. Перед ними лежит полностью разобранный робот. Сначала идет этап отладки, когда дети собирают робота и настраивают его на специальном полигоне. Потом наступает время карантина: роботов убирают в такое место, куда не допускаются даже их создатели. Следующий этап — заезды. Команды по очереди ставят роботов на полигон, запускают их, и те выполняют задачу, определенную регламентом.
Также на соревнованиях дают дополнительное задание, или сюрприз, как называют его за границей. Чтобы посмотреть, могут ли дети самостоятельно, в стрессовой ситуации решить новую для себя задачу. Чтобы это была не домашняя заготовка, а работа здесь и сейчас. В этот раз ребята создавали робота, который находит перегоревшие лампочки и заменяет их на новые. А сюрпризом в один из дней была испорченная лампочка, которую требовалось доставить на финиш. Нужно отметить, что в прошлом году на этих же соревнованиях в своей категории мы единственные решили оба сюрприза. И в этом году тоже! Многие даже не пытались, у остальных ничего не получилось, кто-то сделал только одно дополнительное задание. Наши же ребята выполнили оба!— То есть наши ребята умеют находить оригинальные решения. Насколько вообще в робототехнике важен талант или здесь все зависит от усидчивости и зубрежки?
— Думаю, здесь все же присутствует творчество, а значит, многое зависит от таланта. Не раз замечала, что когда на этапе прочтения регламента у меня рождаются какие-то идеи, то еще до того, как я их озвучу, дети уже предлагают свои варианты решения задачи. И нередко это что-то такое, что мне бы даже в голову не пришло, что действительно более выигрышно, чем мои предложения.
Фото Алексея Танюшина.
Приведу пример не из робототехники, но тоже из инженерии. Наши школьники в прошлом году включились в проект «Солнечная регата» и участвовали во всероссийских гонках на лодках на солнечных батареях. Так вот, когда наши ученики разрабатывали свою лодку, один из них придумал насадку на винт, которая за счет создания вихревого потока существенно увеличивает стартовую скорость. В том числе благодаря этому изобретению наши ребята победили в соревнованиях. Таких примеров креативных решений масса и в робототехнике тоже.
— Кто был главным соперником наших ребят на соревнованиях в Китае?
— Китайские ученики имеют прекрасную подготовку, они и заняли второе место. А вообще, в финале с нашими ребятами соперничали 11 команд — из континентального Китая, Макао, Гонконга, Тайваня, а также сборные Малайзии, Мексики, Филиппин, Южной Кореи. То есть конкуренция была сильная. Мы общались с тренерами из других стран, чаще всего из Белоруссии и Украины. И надо признаться, нас считают крутыми! Сборную из России, а это не только наши ребята, действительно признают одной из
самых сильных, у нас очень серьезная подготовка.
— В чем заключается эта подготовка, как растят чемпионов?
— Это огромный труд ребят и системный подход со стороны руководства школы. В нашей школе буквально с первого класса изучают основы механики, робототехники, конструирования. Азы дают всем, потом с теми, кто добился определенных успехов и показывает высокую работоспособность и увлеченность, продолжает работу тренер.
Такие ученики имеют возможность посещать занятия по робототехнике ежедневно, в удобное для них время. Есть несколько кабинетов, в том числе конструкторская лаборатория, которые всегда открыты для них. Есть свободное время — они приходят. Сперва изучают регламенты, потом начинают подготовку к соревнованиям — собирают робота, программируют, переделывают. Я постоянно здесь — с новичками работаю. Если у более опытных ребят есть вопросы, отвечаю. Если нет, то они в свободном режиме собирают все сами.
Фото Алексея Танюшина.
Получается, что с самых первых дней в школе дети начинают знакомство с профессией, которая потом может стать делом их жизни. Затем их интерес поддерживают, обеспечивая
помощь тренера и безлимитный доступ к материалам. На протяжении последних пяти лет наши ученики занимают призовые места на всероссийских и международных соревнованиях, так что можно говорить, что это не случайность, а итог планомерной подготовки, которая начинается практически с первого класса. И которая дает свой результат: те, кто у нас занимался, как правило, сегодня учатся в НГТУ и НГУ. Все осознанно пришли к тому, чтобы быть в перспективе конструкторами, программистами, разработчиками интерфейсов или специалистами будущих профессий, которые появятся через 5–15 лет.
Данил АЛЕШКОВ, ученик 7 инженерного класса:
— На тех соревнованиях в Китае главными нашими конкурентами были Китай и Тайвань. Сложность заключалась в том, что мы находились в другой стране и все дополнительные задания были на английском языке. Не могли разобрать их сами, и пришлось просить помощи у судей, которые помогли нам с переводом. Это хороший стимул учить иностранные языки, хотя мы и так углубленно изучаем их. А робототехникой я занимаюсь уже четыре года. Любил LEGO, поэтому и пошел на это направление. До сих пор мне больше нравится сборка, а не программирование.
Дарья БЕЛОКОЗОВА, ученица 8 инженерного класса:
— Это мои первые всемирные соревнования, хотя робототехникой я увлеклась три года назад. Учусь в инженерном классе, где предоставляется возможность заниматься техническим творчеством. Мне понравился спецкурс робототехники, особенно
программирование, хотя в команде участники должны быть универсалами, чтобы друг друга заменять, если вдруг что-то случилось. Задание в Китае было интересное. Теперь я бы хотела сделать робота-сортировщика, чтобы он помогал людям на складах. Есть огромные корпорации, где все грузы переносятся вручную. Считаю, что такой труд давно пора заменить машинами.
Вадим ПЛАТОНОВ, директор школы № 112:
— Робототехника — одно из направлений, которое позволяет школьнику сделать выбор своей будущей профессии, а точнее, профессии будущего. На мировых рынках труда скоро будут востребованы именно высокотехнологичные профессии, поэтому в нашей школе работает система специализированных инженерно-технологических классов. Школьники в контексте своего профессионального самоопределения не просто изучают
какие-то направления, а добиваются успеха на всероссийских и международных инженерных соревнованиях.
Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» № 40 от 4 октября 2019 года.