Ровесник Великой Победы - 75-лет оперному театру в Новосибирске
Новосибирский театр оперы и балета (НОВАТ) вместе с юбилеем Великой Победы празднует и свой юбилей – 75 лет. Открытие театра состоялось 12 мая 1945 года - в этот день была представлена опера Глинки «Иван Сусанин». История театра неразрывно связана с историей Великой Отечественной войны. В военные годы, в еще строящемся здании театра, хранились эвакуированные фонды Третьяковской галереи, музея изобразительных искусств имени Пушкина, дворцов-музеев Павловска и Царского Села, а также бесценные музыкальные инструменты работы Страдивари, Гварнери, Амати из государственной коллекции.
Уже в первые сезоны Новосибирский театр оперы и балета получил хорошо укомплектованную труппу и мощные постановочные возможности. Активно формировался репертуар, преимущественно из классических произведений: зрители познакомились с операми «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Фауст», с балетом «Корсар». Для детской аудитории были предназначены балеты «Доктор Айболит» и «Аленький цветочек». Профессиональный уровень творческих коллективов определял выдающийся музыкант, народный артист СССР Исидор Зак.
В 1963 году театр получил звание «академический». К этому времени он имел репутацию театра ищущего, способного на эксперименты. 5 ноября 1961 года здесь состоялась мировая премьера оперы Родиона Щедрина «Не только любовь». И только в 1961-м эта опера прозвучала в Москве, в Большом театре.
Творческие коллективы Новосибирского государственного академического театра оперы и балета посетили с гастролями 30 стран. 37-й президент США Ричард Никсон, побывавший в ранге вице-президента в Новосибирске летом 1959 года, в своей статье «Россия, какой я ее увидел» уделил целую главу описанию своего посещения театра оперы и балета. Исполнение «Лебединого озера» он назвал «превосходным», а амфитеатр – «тщательно проработанным».
К сожалению, вирус COVID-19 внес коррективы в сценарии празднования юбилея - режим самоизоляции не позволил пригласить людей на концерт в большом зале театра. Но 9 мая, в день 75-летия Великой Победы, НОВАТ впервые провел уникальный онлайн-концерт: звезды, творческие руководители и ветераны театра поздравили зрителей, находясь дома. В домашней обстановке они исполнили любимые песни военных лет, песни-воспоминания и стихи о войне. Прозвучали песни Эдуарда Колмановского, Микаэла Таривердиева, Серафима Туликова, Василия Соловьева-Седого, Яна Френкеля и других авторов.
Фото Владимира Игошина.
«С любовью и безграничным уважением мы готовили этот знаковый для нас концерт, и очень надеемся встретиться с вами, наши дорогие зрители, в этот святой день. Наш театр – Театр Победы – чтит память и выражает благодарность и преклонение перед мужественным поколением, подарившим нам мир, возможность жить, любить и творить», – сказал главный режиссер Новосибирского театра оперы и балета Вячеслав Стародубцев.
Говорят, что истоки проекта, благодаря которому в итоге появилось самое большое в России театральное здание, находились в головокружительных идеях Всеволода Мейерхольда. В своей беседе с молодыми архитекторами в 1927 году он предложил «произвести революцию в области театрального здания, перепрыгнуть объективные данные современности», взять установку в проектировании на «замечательное будущее, лет на сто вперед».
Грандиозная идея строительства театра как главного элемента комплекса «Дома Науки и Культуры» (ДНиК) в Новосибирске возникла еще в 1925 году и совпала по времени с присвоением городу статуса столицы Сибирского края. Здание было заложено в 1931 году и первоначально строилось на основе выполненного в стилистике конструктивизма проекта архитектора Траугота Бардта, впоследствии репрессированного.
Макет новосибирского театра и его проект выставили в 1937 году в советском павильоне на Всемирной выставке в Париже, где он был удостоен высшей награды – Гран‑при. Однако история строительства архитектурного символа Новосибирска и визитной карточки города – государственного академического театра оперы и балета – наполнена не только победными буднями великих строек. В 1937 году было арестовано около 50 человек из числа участников строительства. Это были не только руководители: инженеры, бухгалтеры, строители, разнорабочие, котельщики, конюхи и другие. Людей расстреляли без оглядки на классовое происхождение.
О героическом строительстве Новосибирского театре оперы и балеты при всяком удобном случае любят говорить нынешние коммунисты. Но в годы создания Сибирского Колизея именно коммунисты из крайисполкома договорились до того, что строительство Новосибирского оперного театра якобы изначально было начато с явно вредительскими целями, чтобы заморозить государственные средства на объекте, тем самым, вызвав недовольство трудящихся и антисоветскую агитацию.
В рамках сфабрикованного дела об «агентах кадетско-монархической организации» во главе с техником-конструктором стройки ДНиК Михаилом Махалиным было арестовано 45 человек (дело № 348756). Им инкриминировалась «подготовка поджога строящегося Дома науки и культуры и физическое уничтожение депутатов ВС СССР». В числе репрессированных строителей ДНиК – люди самых разных профессий, разного социального происхождения: нормировщик Александр Нестеров, главный бухгалтер Владимир Осовский, бетонщик Иван Коломницкий, котельщики Миней Зайцев и Дмитрий Куцин, разнорабочий Роман Кабышев и другие.
Фото Владимира Игошина.
Большинство из арестованных были осуждены по статьям 58-2, 58-6 и 58-11 УК РСФСР (расстрел с конфискацией имущества). Вся «группа заговорщиков» в 1956 реабилитирована. Главный архитектор строительства Борис Гордеев в 1935 году заболел туберкулезом, что, возможно, «помогло» ему избежать ареста. В 1943 году он умер в 15-й туберкулезной больнице в Новосибирске и был похоронен на Заельцовском кладбище. Одного из первых архитекторов здания театра, Траугота Бардта, арестовывали несколько раз, в последний – в феврале 1938 года. Вначале Бардта приговорили к высшей мере наказания, но в итоге – к ссылке в Казахстан, где он умер 5 марта 1942 года в возрасте 69 лет