Школьники состязаются в генной инженерии в стенах НГУ
Вместо школьной формы - белые халаты, а на столах - пробирки с реагентами. Команды за четыре часа должны проверить каталитическую активность белка. То есть, сможет ли вещество расщепить ДНК на ферменты. С этого начинается любая работа в генной инженерии. Процесс - многоступенчатый, сначала нужны математические расчеты, а затем - смешивание препаратов.
Ученица 11 класса СУНЦ НГУ Арина Былакина - из новосибирской команды. Мечтает связать свою жизнь с генетикой. К олимпиаде готовилась несколько месяцев. Конкуренция в финале высокая.
За соседним столом работают школьники из северной столицы. Загружают пробирки уже с готовыми смесями в центрифугу. «У нас есть три белка. Надо разобрать, какой из них какой. Один - поломанный, другой - полуполоманный, третий - нормальный, белок разрезает плазмиду на части. По массе этих частей мы и сможем понять, что это за белок», - рассказывает ученик 10 класса школы №197 из Санкт-Петербурга Илья Рохин.
Из четырех тысяч старшеклассников до финала дошли всего 90. Сейчас в борьбе - 15 команд. Их поделили на подгруппы, исследования у всех разные.
Другим участникам нужно провести полимеразную цепную реакцию. В пробирках - ДНК, ферменты белка и специальные праймеры. Их необходимо смешать в таких пропорциях, чтобы получить клонирование генов.
Ученые считают, что за биотехнологиями - будущее. С помощью генной инженерии можно будет лечить болезни, создавать новые виды растений, улучшать качество пищи. В Новосибирской области исследования в этой области ведут несколько научных институтов, а в Технопарке создан целый кластер.
«Сегодня нужно начать с того, чтобы как можно больше людей овладели этой технологией, этим методом. Именно на это и направлена олимпиада. Ребята уже руками получают практику будущего, учатся тому, что не всем студентам и не во всех вузах доступно, примеряют на себя роль исследователей и разработчиков в сфере молекулярной биологии», - говорит руководитель инфраструктурного центра национальной технологической инициативы «Хелснет» Мария Галямова.
В олимпиаде - 23 профиля. Это виртуальная реальность, робототехника, наноинженерия, нейротехнология. Победители получат дополнительные баллы к ЕГЭ.