В десятку рейтинга по качеству образования вошла Новосибирская область
— Если мы поставили перед собой такую задачу, мы должны сделать так, чтобы в Российской Федерации знали о системе образования Новосибирской области, — заявил Андрей Травников перед оглашением итогов 2019 года.
По словам губернатора, наша система образования должна восприниматься «как лидирующая, новаторская, признанная».
— Сейчас в рейтинге регионов мы находимся в первой десятке. Есть определенные недоработки, мы их обсуждали на августовском педсовете. Но в целом все поработали неплохо, — сказал Андрей Травников. — Однако это не должно являться поводом для полного удовлетворения. Новые инициативы президента нам понятны, мы знаем, как их достигать, у нас есть опыт в решении таких задач. Нам заданы маршрут, цели, сроки, и мы по этой программе работаем. Однако, чтобы войти в пятерку лидеров, мы должны сами формировать повестку. Мы должны сделать так, чтобы в РФ знали про систему образования Новосибирской области не только по отдельным замечательным примерам и достижениям, но чтобы нас воспринимали как безусловных лидеров... И сегодня мы должны такую задачу поставить на 2020 год.
Министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук отметил, что 2019 год стал началом реализации в регионе национальных проектов и что взятые обязательства выполнены. А вот дальнейшая работа по нацпроектам требует от педагогов достижения не только количественных, но и качественных результатов — новосибирцы должны увидеть конкретные положительные изменения в сфере образования.
Сергей Федорчук заявил о необходимости совместного решения задач по обеспечению детских садов кадрами, а также по развитию негосударственного сектора дошкольного образования.
— В 2019 году в областном бюджете было предусмотрено 50 миллионов рублей на предоставление субсидий частным детским садам. Нами был разработан порядок предоставления субсидий, объявлен и проведен конкурс. Но средства остались невостребованными. Почему? — задается вопросом министр. — Одной из причин, на наш взгляд, является неготовность муниципалитетов компенсировать предпринимателям затраты на пребывание детей в частном детском саду. Из областного бюджета мы финансируем расходы на реализацию образовательных программ, а за коммунальные услуги, присмотр и уход платят родители. В этом случае дети — 2 584 ребенка — остаются в очереди и считаются не охваченными услугами дошкольного образования. Отсутствие мер поддержки тормозит развитие негосударственного сектора дошкольного образования, не мотивирует организации, оказывающие услуги по присмотру и уходу за детьми, получать лицензии на образовательную деятельность, а их в Новосибирске больше ста.
Сергей Федорчук предложил муниципалитетам до 30 марта 2020 года подготовить нормативные акты, предполагающие компенсацию частным образовательным организациям расходов на содержание зданий и коммунальные услуги. Кроме того, будет разработан проект постановления правительства Новосибирской области «О поддержке альтернативных форм предоставления дошкольного образования». Документ утвердит правила, порядок, методику распределения средств и примерную форму договора на получение гражданами услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста от индивидуальных предпринимателей или организаций частной формы собственности.
В 2019 году муниципалитетам Новосибирской области было выделено 99,4 миллиона рублей на капитальный ремонт зданий и помещений, оснащение их необходимым оборудованием для открытия 1 841 дополнительного места в действующих детских садах. В 2020 году будет завершено строительство 20 детских садов проектной мощностью 3 730 мест, еще 642 места будут созданы за счет перепрофилирования помещений в зданиях существующих образовательных организаций. В 2019 году введены в эксплуатацию шесть школ общей проектной мощностью 4 451 место, на эти цели израсходовано более 4,5 миллиарда рублей. Еще 3 766 новых мест было введено благодаря перепрофилированию помещений в действующих школах, на это облбюджет затратил 231,3 миллиона рублей.
— В этом году за счет перепрофилирования помещений в зданиях действующих школ будет создано 1 957 мест, — сообщил министр. — Однако этого недостаточно, так как ежегодно число обучающихся увеличивается примерно на 10 тысяч человек. Безусловно, мы надеемся на увеличение федерального финансирования на строительство новых зданий школ.
В числе приоритетных задач 2020 года также была названа организация бесплатного горячего питания для учеников начальной школы.
Говорили на коллегии и о государственной итоговой аттестации. В августе педагоги отмечали, что результаты ГИА сопоставимы с результатами предыдущего года.
— Однако с учетом сентябрьского периода не получили аттестаты 169 выпускников 11-х классов — 1,2 процента от общего количества выпускников 2019 года — и 984 выпускника 9-х классов — 3,5 процента. Эти результаты требуют серьезного анализа ситуации и принятия управленческих решений, — заметил Сергей Федорчук.
Кроме того, министр дал поручение муниципалитетам предусмотреть предоставление жилья участникам проектов «Земский учитель» и «Учитель для России».
Елена КЕЧАЙКИНА, директор МБОУ ДО Тогучинского района «Центр развития творчества»:
— Сегодня здесь проходит анализ работы учреждений всей системы образования города и области, причем не только школьных, но и учреждений дополнительного образования. Это очень важное мероприятие. Для того чтобы анализировать свою работу и ставить перспективные задачи, такие собрания просто необходимы.
Зоя АНДРЕЕВА, директор школы № 1 города Чулым:
— Подведение итогов года — это очень важно. Мы посмотрели, как работают другие. Что-то взяли для себя. Районам это особенно важно. Я тоже взяла кое-что себе на заметку — как еще можно сейчас увлечь детей, с кем можно созвониться, наладила новые контакты.