Златоуст может уйти под воду
Гидротехническое сооружение (ГТС) Айского водохранилища в Златоусте уже полгода находится в полуразрушенном состоянии. ГТС возвели в 1754 году, сейчас строению 265 лет. Если произойдет окончательный прорыв дамбы, более 165 тысяч жителей рискуют оказаться под водой.
Еще в мае этого года на реке Ай обвалился грунт. Размеры происшествия впечатляют: 12 метров вдоль левобережной подпорной стенки и порядка 3-х метров от стены на глубину от 1-го до 2,5 метров. Результатом разрушения стали четыре сквозные трещины по всей длине стенки. Сама стенка сместилась на 40 см, из-за этого деформировался служебный металлический мостик.
Летом прошли три выездные комиссии с участием представителей Уральского управления Ростехнадзора, МЧС России по Челябинской области, представителей Нижне-Обского БВУ (бассейно-водное управления) по осмотру ГТС. МУП «Водоснабжение ЗГО», которое занимается обслуживанием ГТС, провели противоаварийные тренировки с персоналом. Во избежание дальнейшего разрушения заполнили мешки сыпучим материалом, завезли грунт и блоки.
«Сегодня на предприятии МУП „Водоснабжение ЗГО“ введен режим повышенной готовности, а после обследования системы, принято решение о восстановлении ГТС. Работы разбили на два этапа: 1 этап — работы по укреплению левобережной стенки в 2019 году, 2 этап — проведение капитального ремонта ГТС в 2020 году», — комментируют ситуацию в администрации Златоуста.
Пока в бюджете Златоустовского городского округа есть возможность профинансировать лишь 1 этап мероприятий. Уже заключен договор на оказание услуг от ООО «НИЭП», с целью проведения ремонтно-восстановительных работ по предотвращению аварийной ситуации.
«Планируется закрепление аварийной стенки с помощью 5 опор, установка страховочных упоров на дне водобойного колодца, устройство сифонного водосбора для пропуска расходов реки в 2 нитки. Место разрушения стенки закроют бетонной пробкой, провал засыпят песчано-гравийной смесью», — разъясняет руководитель Уральского управления Ростехнадзора Вадим Ткаченко.
Мероприятия первой очереди планируют закончить 20 декабря 2019 года.